Вадим (drfraus) wrote,
Вадим
drfraus

Categories:

Скрипач не нужен

Кем востребованы ваши профессиональные навыки?


Никому не интересно чувствовать себя маленьким винтиком в огромной машине. Особенно одной из тех «лишних» деталей, которые остаются после ремонта механизма и, следовательно, почти не влияют на его работу. Но ведь каждый элемент конструкции, по задумке ее творца, имеет свое предназначение и призван сделать ее максимально надежной. Следовательно, каждый винтик должен понимать: от него тоже многое зависит!
Вадим Мелешко

Сегодня можно говорить о профессиях будущего, которых пока еще даже и нет, но они обязательно появятся через 10, 30, 50 лет. И считается, что уже сейчас нужно готовить почву для их появления, думать над тем, как придется выращивать специалистов по этому профилю.
Но я все чаще думаю о другом.
Представьте себе абсолютно любого профессионала - водителя троллейбуса, методиста по физике, винодела, офтальмолога и пр. - и мысленно перенесите его на 1000 или даже на 5000 лет назад. Или вперед, в постапокалиптическое общество, после того как цивилизация снова начала развиваться практически с нуля. А теперь попробуйте вообразить, что должен делать этот человек, чтобы донести до других истинный смысл своей профессии, помочь людям и научить их тому, что он умеет, дабы облегчить им жизнь.

В одних случаях это будет несложно. Например, боксер сможет научить людей сражаться на кулаках, и это вполне реально сделать без ринга и кожаных перчаток. Точно так же врач-травматолог сможет вправлять вывихи, накладывать лубки и останавливать кровотечения, хотя без специальных игл, шовного материала, гипса и рентгена ему будет сложно. Агроному тоже придется трудно без современного инвентаря, однако он все-таки сумеет правильно подготовить почву, посадить, полить и защитить растения.

Но как быть, скажем, маляру или стекольщику, которые не знают технологии создания красок и производства стекла? Насколько полезными могут в подобной ситуации быть знания, которыми обладают фрезеровщик, программист на С++, генный инженер, секретарь-машинист, автомеханик? Ничего плохого не могу сказать про офицеров РВСН или сталеваров, но чему они смогут научить людей, если у них нет не только атомного, но даже огнестрельного оружия, если они привыкли иметь дело с уже добытой кем-то металлической рудой, но не знают, где в природе ее искать, равно как и откуда брать кокс с антрацитом?

В самом деле, какую ценность где-нибудь в империи ацтеков или в древнем Вавилоне имели бы специалист по компьютерным спецэффектам, звукорежиссер, мастер по ремонту iPhone, депутат городской Думы, стюардесса, продавец в отделе канцтоваров?

А вот тут на самом деле есть повод задуматься. Потому что, во-первых, именно в этой ситуации, я абсолютно уверен, каждый человек начал бы судорожно вспоминать то, чему его учили в школе, а во-вторых, попытался бы использовать свои профессиональные знания, для того чтобы хоть как-то адаптировать их к окружающей реальности. Да, мастер фотошопа без компьютера и электричества не способен обрабатывать изображения, но он ведь может попробовать их создавать, используя подручные средства, пусть даже это будут заостренная палочка и пергамент. То есть он превратится в примитивного художника. Да, мотогонщик без байка никто, однако он имеет представление о том, какими должны быть дороги и колеса, что возможна езда не только на четырех, но и на двух колесах. То есть будет заниматься либо средствами передвижения, либо путями сообщения. Да, журналист без СМИ, диктофона и блокнота будет кем угодно, только не журналистом. Однако он вполне может стать летописцем, хранителем свитков, берестяных грамот и глиняных табличек. И да, учитель английского и немецкого вряд ли будет востребован в античной Греции, но навыки запоминания слов обязательно пригодятся ему при освоении других языков, что позволит ему стать востребованным толмачом и дидаскалом.

Эта тема на самом деле уже тысячи раз отработана в самых разных фантастических произведениях, вспомните хотя бы рассказ Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» (о прошлом) или повесть Джека Лондона «Алая чума» (о будущем). В одних романах люди успешно реализовали себя, помогая человечеству выжить с помощью своих навыков, в других, увы, не могли этого сделать, потому что их навыки оказывались никому не нужны.

Еще раз подчеркну: нет профессий, абсолютно не связанных с другими, и нет профессиональных знаний, которые были бы совершенно бесполезны для людей. Но, к сожалению, далеко не каждый, даже будучи профессионалом в своем деле, способен правильно позиционировать себя в этом мире, чтобы окружающие поняли важность и необходимость его рода занятий.

Герой рассказа Герберта Уэллса «Страна слепых» убежден, что, попав в общество лишенных зрения, он по умолчанию обладает качествами, которые ставят его в приоритетное положение, возвышают над остальными. Потому что, как говорится, «в Стране слепых и кривой - король». Однако очень скоро оказывается, что все далеко не так, как кажется, и мало просто обладать способностью видеть, надо уметь и еще что-то, чтобы добиться расположения и уважения местных жителей.

Признайтесь, разве вам в детстве не приходило в голову, что если бы вы волею судеб попали в прошлое, то наверняка стали бы там каким-нибудь вождем, жрецом или колдуном на худой конец, ведь вы знаете то, чего не знают они! Увы, вовсе не факт, что ваши знания вообще смогли бы кого-то заинтересовать. И не исключено, что вас просто сочли бы сумасшедшим, блаженным. А вот если бы вы сумели удивить людей какими-либо способностями и умениями, это уже другое дело.

«Скрипач не нужен, дядя Вова!» - эта фраза из грустной кинокомедии Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» стала крылатой. Только ведь не нужен он был ровно потому, что не мог ничего на этой скрипке сыграть. Да и больше он тоже ничего не умел в отличие от дяди Вовы, чьи даже примитивные познания в музыкальном искусстве оказались весьма востребованными. Кстати, главный герой, строитель, сумел даже пепелац (космический корабль) починить, на что не были способны даже аборигены.

Поэтому, мне кажется, каждому школьнику нужно дать возможность посмотреть не только в будущее с точки зрения профессий, которых еще нет, но и в обе стороны временной линии в контексте того, насколько та или иная профессия может быть востребованной как в общей картине мира, так и сама по себе.
ug.ru/archive/82958
Tags: статья, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments