Вадим (drfraus) wrote,
Вадим
drfraus

Утоляем

Инженерный дефицит

На днях услышал потрясающую новость: оказывается, по словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, никакого острого дефицита инженеров у нас в стране уже нет, он доблестно преодолён! “Можно говорить о том, что в настоящее время решена проблема количественного дефицита инженерных кадров, – сказал Климов, выступая в Благовещенске на Всероссийской молодёжно-практической конференции. - Сегодня у государства есть четкое понимание приоритетов развития инженерного образования. В 2012-2015 годах проведена работа по совершенствованию системы инженерного образования, внедрены новые инструменты "настройки" системы образования под потребности экономики. Подготовка инженерных кадров осуществляется в 560 вузах Российской Федерации, в которых обучается более 1,5 млн студентов по инженерным направлениям подготовки и специальностям – почти треть контингента студентов российских вузов”.

Действительно, 4 года (2012-2015) – это срок, за который, в принципе, можно что-то сделать. Например, даже, получить неполное высшее образование. Но разве можно так быстро исправить то, что ломалось десятилетиями? И вообще, может, в XXI веке даже само понятие “инженер”, равно как и “технарь” нуждается в пересмотре – чисто содержательно?

11427916_10153160427023612_1884448111_n

- Я думаю, тенденция, безусловно, позитивная, но реальную отдачу мы получим не скоро, - говорит генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. – Количественно решить проблему можно довольно легко – увеличив набор на соответствующие факультеты, направления, специальности. Больше студентов-технарей – больше будущих инженеров. Но чтобы что-то изменилось качественно, чтобы получить не просто студента, но грамотного и мотивированного специалиста, нужно проделать огромную работу. И здесь нужно задействовать все механизмы на всех уровнях образования – дошкольного, школьного, дополнительного, высшего, среднего специального, а также обеспечить информационное сопровождение по всем каналам, чтобы создать привлекательный образ успешного инженера. Отчасти это удаётся, но в целом обнадёживаться не приходится. Спросите школьников, тем они хотят стать. Многие ли ответят, что собираются стать инженерами? К тому же, вот ещё один фактор: для поступления и обучения в технических вузах никак не обойтись без очень качественной подготовки по математике, физике, информатике, а хорошо бы ещё и по химии. Но сколько человек в масштабах у нас выбирают эти предметы на ЕГЭ (за исключением математики, которая обязательна для всех)? А ведь это тоже показатель.

По словам Елены Новиковой, несмотря на то, что современная молодёжь очень активно пользуется компьютером и Интернетом, довольно трудно найти специалистов в области программирования и технологий аудиовизуализации, которых можно было бы взять на работу в Polymedia. Но такую же ситуацию мы видим и в целом по стране.

- Выход очевиден: нужна очень чёткая и внятная концепция профориентационной работы в масштабах страны, - считает Елена Владимировна. – Нужна хорошо продуманная программа популяризации технических наук и школьных предметов, эффективно действующая и доступная всем система дополнительного образования. И, конечно же, важно дать школам хорошо подготовленных учителей, для чего стоит активнее использовать потенциал вузовских преподавателей. В 90-е годы был взят курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования. Тогда почему-то решили, что в стране слишком много “физиков” и мало “лириков”, а в школе наблюдается “засилие” технических предметов в ущерб гуманитарным. Теперь приходится бороться с избытком гуманитариев и недостатком инженеров.

Сейчас, практически, во всех регионах РФ профориентационную работу, в том числе, в плане популяризации инженерно-технических специальностей, проводят крупные корпорации – Яндекс, Siemens , Intel , IBM, Polymedia и т.д. Они проводят экскурсии, конференции, семинары, организуют конкурсы детского технического творчества и научно-исследовательских для школьников и студентов, активно поощряют их участников, а в ряде случаев победителей приглашают к себе на работу или гарантируют льготное поступление в тот или иной вуз.

- Если ребята увидят, что сотрудники данной компании занимаются очень важным и интересным делом, то они, скорее всего, тоже захотят в ней работать, - убеждена Елена Новикова. – И, как минимум, будут уделять гораздо больше внимания тем школьным предметам, которые необходимы для получения нужных знаний и навыков. Это тоже важный фактор. Хочу заметить, что в Москве уже несколько лет реализуют проект “Школа новых технологий”, одна из целей которого заключается как раз в том, чтобы познакомить школьников с работой современных компаний и производств. И это действует! Когда ребята посетили офисы Polymedia и увидели, чем мы занимаемся, какие проекты мы реализуем, многие из них заявили, что очень хотели бы тоже работать в аналогичной организации (http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/477407/).

Действительно, каждая компания заинтересована в том, чтобы в ней трудились исключительно грамотные и мотивированные специалисты, которые мечтали бы работать именно здесь, разделяя корпоративные ценности. И для этого крайне важно стимулировать потенциальных работодателей активнее помогать системе образования. Тем более что польза от этого будет всем. Но, конечно же, дело тут не только (а может и не столько) в финансовой помощи. Очень часто бывает так: фирма решила поддержать детские сады, школы и колледжи, поставил туда дорогостоящее оборудование, но техника либо простаивает, потому что люди не знают, как на ней работать, либо её ресурс используют всего на 1%, а то и вовсе не прямому назначению. Поэтому тут крайне важны поддержка и сопровождение.

- Мы сейчас занимаемся цифровыми лабораториями Pasco (http://www.ug.ru/news/9271), это напрямую связано с проектно-исследовательской и экспериментальной деятельностью школьников, что, в свою очередь, помогает развивать логику и наблюдательность, учит делать выводы, производить расчёты, - приводит пример Новикова. - Инженерам без этих качеств никуда. Однако мы не просто поставляем оборудование, но и учим, как с ним работать, разрабатываем методики, занимаемся популяризацией в регионах (http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/471304/). Проводим конференции для педагогов, организуем как выездные, так и виртуальные семинары, в том числе, на нашем сайте http://edcommunity.ru/. Учителя могут принять участие в конкурсах и сетевых проектах, как например, сетевой учебный проект "Весна идёт! Весне дорогу!", который прошел на сайте Edcommunity.ru со 2 по 28 марта 2015 года  http://edcommunity.ru/pages/2015/anons/

Вполне возможно, что ребята, которые вместе с педагогами приняли участие в этих проектах и конкурсах, все те, кто работал в лабораториях PASCO, выберут технические вузы, станут инженерами, получат соответствующее базовое образование. Однако, помимо этого, очень важно сохранить и развить в человеке желание постоянно осваивать что-то новое, уметь и хотеть учиться, получать новые компетенции. Именно это качество сейчас очень ценится у работников любых предприятий и организаций, потому что наука не стоит на месте, технологии быстро устаревают, поэтому нужна прочная основа и умение быстро выстраивать на ней новые конструкции, быстро извлекать знания и применять их на практике.

P . S .

На прошедшем весной Московском салоне образования (ММСО 2015) компании Intel, Polymedia, Lego Education и ЕМС2 в рамках сотрудничества с вузами России под эгидой Минобрнауки объявили на об открытии на базе Петрозаводского государственного университета Республиканского Ресурсного STEM-центра (http://education-events.ru/2015/04/27/mmso-2015-stem/). Его образовательные программы и курсы будут посвящены междисциплинарным направлениям в области науки и техники - радиоэлектронике, робототехнике, программированию и т.д. Данная структура – далеко не первая и не единственная в нашей стране. К примеру, в одной только Нижегородской области действует сеть из 51 STEM-центра. И отзывы об их деятельности, как от преподавателей, так от студентов и работодателей, самые положительные.

Всё это говорит о серьёзной заинтересованности не только министерства образования и науки, но и крупных мировых и отечественных компаний создать условия для удовлетворения образовательных потребностей российских студентов через систему дополнительного образования. Что, в свою очередь, способствует тому, чтобы будущие специалисты получали качественное образование и оставались работать здесь же, в России, где их ждут и где в них верят.

Вадим МЕЛЕШКО
http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/522895/

Tags: polymedia, ссылка, фото, школа
Subscribe

  • ПРИЁМ ГЕЙМЛИХА

    Его ещё называют МАНЁВРОМ ГЕЙМЛИХА (или ХЕЙМЛИХА). И довольно часто показывают в кинофильмах, как правило, нерусских. Надо полагать, тоже не зря, а…

  • ЛИНИИ ЛАНГЕРА

    Казалось бы, всё очень просто: выдавливаете из тюбика немного крема и просто втираете его в кожу лица. А что касается тела, то тут не надо быть…

  • ГЕНЕРАТОР УИМСХЁРСТА

    Его ещё неправильно называют ЭЛЕКТРОФОРНОЙ МАШИНОЙ ВИМШУРСТА. Просто фамилия английского инженера-изобретателя James Wimshurst (13 апреля 1832…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments