?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утоляем

Инженерный дефицит

На днях услышал потрясающую новость: оказывается, по словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, никакого острого дефицита инженеров у нас в стране уже нет, он доблестно преодолён! “Можно говорить о том, что в настоящее время решена проблема количественного дефицита инженерных кадров, – сказал Климов, выступая в Благовещенске на Всероссийской молодёжно-практической конференции. - Сегодня у государства есть четкое понимание приоритетов развития инженерного образования. В 2012-2015 годах проведена работа по совершенствованию системы инженерного образования, внедрены новые инструменты "настройки" системы образования под потребности экономики. Подготовка инженерных кадров осуществляется в 560 вузах Российской Федерации, в которых обучается более 1,5 млн студентов по инженерным направлениям подготовки и специальностям – почти треть контингента студентов российских вузов”.

Действительно, 4 года (2012-2015) – это срок, за который, в принципе, можно что-то сделать. Например, даже, получить неполное высшее образование. Но разве можно так быстро исправить то, что ломалось десятилетиями? И вообще, может, в XXI веке даже само понятие “инженер”, равно как и “технарь” нуждается в пересмотре – чисто содержательно?

11427916_10153160427023612_1884448111_n

- Я думаю, тенденция, безусловно, позитивная, но реальную отдачу мы получим не скоро, - говорит генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. – Количественно решить проблему можно довольно легко – увеличив набор на соответствующие факультеты, направления, специальности. Больше студентов-технарей – больше будущих инженеров. Но чтобы что-то изменилось качественно, чтобы получить не просто студента, но грамотного и мотивированного специалиста, нужно проделать огромную работу. И здесь нужно задействовать все механизмы на всех уровнях образования – дошкольного, школьного, дополнительного, высшего, среднего специального, а также обеспечить информационное сопровождение по всем каналам, чтобы создать привлекательный образ успешного инженера. Отчасти это удаётся, но в целом обнадёживаться не приходится. Спросите школьников, тем они хотят стать. Многие ли ответят, что собираются стать инженерами? К тому же, вот ещё один фактор: для поступления и обучения в технических вузах никак не обойтись без очень качественной подготовки по математике, физике, информатике, а хорошо бы ещё и по химии. Но сколько человек в масштабах у нас выбирают эти предметы на ЕГЭ (за исключением математики, которая обязательна для всех)? А ведь это тоже показатель.

По словам Елены Новиковой, несмотря на то, что современная молодёжь очень активно пользуется компьютером и Интернетом, довольно трудно найти специалистов в области программирования и технологий аудиовизуализации, которых можно было бы взять на работу в Polymedia. Но такую же ситуацию мы видим и в целом по стране.

- Выход очевиден: нужна очень чёткая и внятная концепция профориентационной работы в масштабах страны, - считает Елена Владимировна. – Нужна хорошо продуманная программа популяризации технических наук и школьных предметов, эффективно действующая и доступная всем система дополнительного образования. И, конечно же, важно дать школам хорошо подготовленных учителей, для чего стоит активнее использовать потенциал вузовских преподавателей. В 90-е годы был взят курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования. Тогда почему-то решили, что в стране слишком много “физиков” и мало “лириков”, а в школе наблюдается “засилие” технических предметов в ущерб гуманитарным. Теперь приходится бороться с избытком гуманитариев и недостатком инженеров.

Сейчас, практически, во всех регионах РФ профориентационную работу, в том числе, в плане популяризации инженерно-технических специальностей, проводят крупные корпорации – Яндекс, Siemens , Intel , IBM, Polymedia и т.д. Они проводят экскурсии, конференции, семинары, организуют конкурсы детского технического творчества и научно-исследовательских для школьников и студентов, активно поощряют их участников, а в ряде случаев победителей приглашают к себе на работу или гарантируют льготное поступление в тот или иной вуз.

- Если ребята увидят, что сотрудники данной компании занимаются очень важным и интересным делом, то они, скорее всего, тоже захотят в ней работать, - убеждена Елена Новикова. – И, как минимум, будут уделять гораздо больше внимания тем школьным предметам, которые необходимы для получения нужных знаний и навыков. Это тоже важный фактор. Хочу заметить, что в Москве уже несколько лет реализуют проект “Школа новых технологий”, одна из целей которого заключается как раз в том, чтобы познакомить школьников с работой современных компаний и производств. И это действует! Когда ребята посетили офисы Polymedia и увидели, чем мы занимаемся, какие проекты мы реализуем, многие из них заявили, что очень хотели бы тоже работать в аналогичной организации (http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/477407/).

Действительно, каждая компания заинтересована в том, чтобы в ней трудились исключительно грамотные и мотивированные специалисты, которые мечтали бы работать именно здесь, разделяя корпоративные ценности. И для этого крайне важно стимулировать потенциальных работодателей активнее помогать системе образования. Тем более что польза от этого будет всем. Но, конечно же, дело тут не только (а может и не столько) в финансовой помощи. Очень часто бывает так: фирма решила поддержать детские сады, школы и колледжи, поставил туда дорогостоящее оборудование, но техника либо простаивает, потому что люди не знают, как на ней работать, либо её ресурс используют всего на 1%, а то и вовсе не прямому назначению. Поэтому тут крайне важны поддержка и сопровождение.

- Мы сейчас занимаемся цифровыми лабораториями Pasco (http://www.ug.ru/news/9271), это напрямую связано с проектно-исследовательской и экспериментальной деятельностью школьников, что, в свою очередь, помогает развивать логику и наблюдательность, учит делать выводы, производить расчёты, - приводит пример Новикова. - Инженерам без этих качеств никуда. Однако мы не просто поставляем оборудование, но и учим, как с ним работать, разрабатываем методики, занимаемся популяризацией в регионах (http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/471304/). Проводим конференции для педагогов, организуем как выездные, так и виртуальные семинары, в том числе, на нашем сайте http://edcommunity.ru/. Учителя могут принять участие в конкурсах и сетевых проектах, как например, сетевой учебный проект "Весна идёт! Весне дорогу!", который прошел на сайте Edcommunity.ru со 2 по 28 марта 2015 года  http://edcommunity.ru/pages/2015/anons/

Вполне возможно, что ребята, которые вместе с педагогами приняли участие в этих проектах и конкурсах, все те, кто работал в лабораториях PASCO, выберут технические вузы, станут инженерами, получат соответствующее базовое образование. Однако, помимо этого, очень важно сохранить и развить в человеке желание постоянно осваивать что-то новое, уметь и хотеть учиться, получать новые компетенции. Именно это качество сейчас очень ценится у работников любых предприятий и организаций, потому что наука не стоит на месте, технологии быстро устаревают, поэтому нужна прочная основа и умение быстро выстраивать на ней новые конструкции, быстро извлекать знания и применять их на практике.

P . S .

На прошедшем весной Московском салоне образования (ММСО 2015) компании Intel, Polymedia, Lego Education и ЕМС2 в рамках сотрудничества с вузами России под эгидой Минобрнауки объявили на об открытии на базе Петрозаводского государственного университета Республиканского Ресурсного STEM-центра (http://education-events.ru/2015/04/27/mmso-2015-stem/). Его образовательные программы и курсы будут посвящены междисциплинарным направлениям в области науки и техники - радиоэлектронике, робототехнике, программированию и т.д. Данная структура – далеко не первая и не единственная в нашей стране. К примеру, в одной только Нижегородской области действует сеть из 51 STEM-центра. И отзывы об их деятельности, как от преподавателей, так от студентов и работодателей, самые положительные.

Всё это говорит о серьёзной заинтересованности не только министерства образования и науки, но и крупных мировых и отечественных компаний создать условия для удовлетворения образовательных потребностей российских студентов через систему дополнительного образования. Что, в свою очередь, способствует тому, чтобы будущие специалисты получали качественное образование и оставались работать здесь же, в России, где их ждут и где в них верят.

Вадим МЕЛЕШКО
http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/522895/

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow